Азбука безопасности
Электротравматизм
Уважаемые родители!
Обращаем Ваше внимание. Ежегодно происходят несчастные случаи с рыбаками, попавшими под действие электрического тока, в том числе с детьми.
Так, 28.08.2022 в Ляховичском р-не Брестской обл. школьник 2007 г.р. вместе с дедушкой ловили рыбу на канале, который пересекается воздушной линией электропередачи. Подросток приблизил удилище к проводам и был смертельно поражен электротоком.
Аналогичный случай произошел 06.08.2022 со школьником 2008 г.р. в Волковысском р-не Гродненской обл., подросток смог добраться домой и был доставлен в учреждение здравоохранения.
Госэнергогазнадзор напоминает: чтобы рыбалка не закончилась несчастным случаем, важно соблюдать правила безопасного нахождения вблизи энергообъектов. Настоятельно рекомендуем: берегите себя и своих детей!
Наибольшее количество электротравм с детьми из года в год происходит в весенне-летний период. Основными причинами электротравматизма являются личная неосторожность, невыполнение элементарных правил электробезопасности, проникновение в действующие электроустановки.
Несчастный случай, произошедший с учеником 9 класса ГУО «Средней школы № 21 г. Барановичи», не стал исключением. Школьник, 2007 года рождения, вместе с дедушкой ловили рыбу на канале, который пересекает воздушную линию электропередачи 10 000 Вольт. Во время рыбной ловли подросток приблизил удилище на недопустимое расстояние к проводам проходящей линии электропередачи, в результате чего попал под напряжение. Прибывшей на место бригадой скорой медицинской помощи была констатирована смерть подростка.
Похожий несчастный случай произошел с учеником 9 класса ГУО «Гнезновский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Волковысского района Гродненской области. Школьник 2008 года рождения приблизил удилище на недопустимое расстояние к проводам воздушной линии электропередачи 35 000 Вольт. Пострадавший смог добраться домой и потерял сознание, после чего его мать вызвала скорую помощь, которая доставила подростка в реанимационное отделение УЗ «Волковысская ЦРБ».
С учеником 11-го класса ГУО «Ходосовская средняя школа» Мстиславского района Могилевской области, произошел несчастный случай. Подросток, 2004 года рождения, при смене места рыбной ловли шел вдоль берега озера с разложенной удочкой (углепластиковым удилищем длиной 7м). При перемещении через кустарник, вблизи воздушной линии электропередачи 110 000 Вольт, поднял удилище, чтобы не запутать леску, и, приблизив ее на недопустимое расстояние к нижнему проводу проходящей линии электропередачи, попал под действие электрического тока. В результате электрической дуги на пострадавшем загорелась одежда. Друг помог затушить огонь и вызвал скорую медицинскую помощь. Пострадавший был доставлен в учреждение здравоохранения с диагнозом: термические ожоги III степени 70 % тела в тяжелом состоянии.
Во избежание несчастных случаев, Госэнергогазнадзор рекомендует быть особо внимательными при выборе мест рыбной ловли и призывает к соблюдению всех мер безопасности вблизи воздушных линий электропередачи (ВЛЭП).
Места пересечения и сближение ВЛЭП с водными объектами должны быть как правило, обозначены соответствующим знаками «Ловить рыбу опасно для жизни! Охранная зона», установленными на опорах ВЛЭП или вблизи береговой линии.
Особое внимание стоит проявлять при передвижении с разложенными удилищами и забросе снастей. Ни в коем случае нельзя проходить с поднятой вверх разложенной удочкой под проводами ВЛЭП, так как визуально определить расстояние до них очень сложно, поэтому не стоит рисковать – удилище лучше опустить или сложить. Так же крайне опасно касаться оборванных висящих или лежащих на земле проводов и даже приближаться к ним. При обнаружении оборванных проводов следует считать их находящимися под напряжением и не приближатьсяближе 10 м.
В случае обнаружения оборванных проводов ВЛЭП, необходимо незамедлительно сообщить об этом диспетчеру электрических сетей по единому номеру - 144.
Профилактика экстремизма
Памятка по профилактике экстремизма
Понятие "экстремизм"
В разных странах и в разные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию "экстремизм". Единого определения на сегодняшний день не существует. Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам. Однако оно не отражает сути этого явления. Ученые настаивают на том, что при определении экстремизма акцент должен делаться на действиях, а не на людях, потому что именование людей и группировок экстремистами довольно не однозначно, поскольку зависит от позиции и групповой принадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу.
Доктор Питер Т. Колеман (англ. Peter T. Coleman) и доктор Андреа Бартоли (англ. Andrea Bartoli) в своей работе "Addressing Extremism" дали краткий обзор предлагаемых определений этого понятия:
Экстремизм – это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта – демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако, обозначение видов деятельности, людей и групп как "экстремистских", а так же определение того, что следует считать "обычным" или "общепринятым" – это всегда субъективный и политический вопрос. Таким образом, мы предполагаем, что в любой дискуссии на тему экстремизма затрагивается следующее:
Обычно, одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливые и добродетельные (например, просоциальная "борьба за свободу"), а другие экстремистские действия – как несправедливые и аморальные (антисоциальный "терроризм"). Это зависит от ценностей, политических убеждений, нравственных ограничений оценивающего, а так же от его отношений с деятелем.
Различие сил также имеет значение при определении экстремизма. Во время конфликта, действия членов более слабой группы часто выглядят более экстремальными, чем такие же действия членов более сильной группы, защищающей свой статус-кво. В дополнение, на крайние меры скорее пойдут маргинальные люди и группы, которые рассматривают более нормативные формы разрешения конфликта как недоступные для них, или относятся к ним с предубеждением. Однако, доминирующие группы тоже зачастую прибегают к экстремальным действиям (например, санкционирование правительством насильственных действий военизированных формирований или нападение в Вако, осуществлённое ФБР в США).
Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могу различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий (от инфраструктуры и военного персонала до мирных граждан и даже детей). Опять же, более слабые группы скорее будут использовать и предпримут прямые и эпизодические формы насилия (например, подрывы террористов-смертников), тогда как доминантные группы склонны к более структурированным или институционализированным формам насилия (вроде тайного использования пыток или неформального разрешения зверств полиции).
Наконец, основная проблема в том, что экстремизм, присутствующий в ситуациях затяжного конфликта – не самое жестокое, но самое заметное из действий сторон. Жёсткая и нетерпимая позиция экстремистов крайне сложно поддаётся изменениям.
Интересно заметить что, как таковой нацисткой атрибутики не существует. Самый распространенный знак свастики был широко распространен до гитлеровской Германии. Его использовали практически везде, даже одежды православных священнослужителей были украшены свастическим узором. Это всемирный знак, происхождение которого доподлинно не известно. Его изображение до сих пор используется во многих странах имеющих богатую древнюю культуру, например Индия, Китай. После нацисткой Германии во многих странах стал запрещенным символом, и стал ассоциироваться с экстремизмом и другими негативными понятиями. Хотя многие считают его неоязыческим символом на данный момент, это не совсем верно, так как этот знак скорее являл собой не идольное значение, а очевидно был знаменем доброты и добра.
У свастики как символа много значений, и у большинства народов они были положительны. Так, у большинства древних народов она была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия.
Отдельно интересен пункт, в котором говориться о публичном заведомо ложном обвинении лица, занимающего государственную должность. А интересен он тем, что не говориться так о простых людях, а только о госслужащих.
Задача социальной работы состоит в предотвращении распространения экстремистских настроений среди подростков и молодежи, а также в направлении силы и энергии молодых лиц, придерживающихся экстремистских взглядов в мирное русло, законное и не противоречащее нормам общества.
Профилактика экстремизма в педагогическом процессе
На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. Исходя из этого вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:
- анализ философской, исторической, социокультурной стороны процессов, которые происходят в сфере молодежной культуры;
- необходимые государству и обществу научно-обоснованные практические рекомендации по профилактики экстремизма и терроризма;
- профилактическая работа по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде;
- разработка системы профилактических мер, которая будет включать социально-культурные условия формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе;
- совершенствование системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения;
- увеличение доступных для значительной части молодежи культурных благ;
- создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций, которые объединяют и воспитывают на положительных образцах подрастающие поколения;
- консолидация и творческая реализация личности в среде сверстников;
- усиление профессиональной подготовки молодёжи, способной к реализации жизненных перспектив;
- учет профессиональной подготовки молодежи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму в молодёжной среде;
- реализация потребности личности в самоопределении, культуре межнациональном общении;
Профилактика терроризма и экстремизма проводиться в образовательной системе. Данная работа по профилактике в первую очередь начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.
Человек становится личностью в процессе социализации. Начальные стадии воспитания он получает в семье. Так что основной заклад мышления происходит именно в главной ячейке общества. Однако, школа так же берет на себя воспитательную функцию. В школах социальные педагоги должны брать на себя ответственность за нравственное воспитание своих учеников.
ПАМЯТКА
для родителей по профилактике экстремизма
Одной из особенностей современной Беларуси стала активная деструктивная деятельность многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений. Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их печатные издания, радио- и телевыступления лидеров, пропагандистские кампании прямо угрожают общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию, государственному строю, то есть – имеют выраженный экстремистский характер.
По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей. Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический, религиозный, молодежный.
Необходимо отметить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной окраски там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, всегда политика переплетается с национализмом, религией и т.д. Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин, определяющих возникновение и существование экстремистских организаций, достаточно много. Поэтому огромное значение имеет анализ мотивации преступного поведения их членов.
При анализе социально-психологических причин преступного поведения нельзя забывать о взаимном влиянии культур, которое может быть позитивным и негативным. Всплеск массовой ксенофобии, связанной прежде всего с миграционными процессами, этнической монополизацией малого и среднего бизнеса, огромным количеством гастарбайтеров, занимающих рабочие места и способствующих обвалу цен на рынке труда, разным менталитетом граждан.
Насколько многообразен и многолик экстремизм, настолько разнообразны порождающие его мотивы. По мнению опрошенных в ходе исследования сотрудников подразделений по противодействию экстремизму различных регионов России, основными порождающими экстремизм мотивами являются: материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворенности реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодежной романтики, героизма, игровой, привлекательности смерти. Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан.
Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых и уходу от старых целей. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить данное преступление.
Характер мотивации поведения каждого члена и всей группы в целом различается по силе и направленности. Сила мотивации зависит от взаимного влияния участников группы, их консолидации. Поскольку экстремистские организации, как правило, стараются поддерживать конспирацию своей деятельности, они вынуждены быть сплоченными, за счет этого достигается усилие мотивированности поведения каждого участника. Члены группы четко распределены по своим ролям: идеолог, руководитель, организатор и исполнители. В группе действуют довольно жесткие правила, требующие от участников безоговорочного подчинения.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об особенностях преступлений экстремистской направленности. В подавляющем большинстве членами молодежных экстремистских группировок выступают молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки.
В отличии от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем, идея чистого государства присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам исламского толка, призывающим в свою очередь к созданию чистого государства на религиозной (мусульманской) основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.
Какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.
Органами внутренних дел реализуется комплекс мер, направленных на выявление экстремистских настроений и принятие необходимых профилактических мер в молодежной среде.
На постоянной основе проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети «Интернет» для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания, а также несанкционированных митингах и акциях протеста.
Правила поведения
при обнаружении подозрительных предметов
В последнее время терроризм стал одной из главных проблем мирового сообщества. Практически еженедельно в какой-либо точке мира совершается террористический акт, поражающий невинных людей, которые просто оказались в неподходящем месте в неподходящее время. Массовая гибель людей при взрывах на транспорте, на вокзалах, театрах, в других общественных местах вызывают у мировой общественности не только страх, но и требование усилить борьбу против этого зла.
В связи с этим в очередной раз назрела необходимость напомнить гражданам о некоторых аспектах безопасного поведения в местах массового скопления людей. Соответствующая памятка опубликована в твиттер-аккаунте УВД Гродненского облисполкома. Безопасность - дело каждого!
Большую роль в предотвращении террористических актов имеет активная позиция простых граждан. Анализ проведения крупномасштабных актов в разных странах мира свидетельствует, что своевременное реагирование граждан могло бы существенно повысить возможности правоохранительных органов по выявлению и своевременному предотвращению таких актов.
Однако безопасность людей зависит не только от правоохранительных органов, но и от их самих. Каждый человек должен знать, как себя вести при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе при непосредственном обнаружении подозрительных (бесхозных) предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами.
Если обнаруженный предмет не должен, как вам кажется, находиться в этом месте и в это время, не оставляйте этот факт без внимания, советуют в милиции.
Если обнаружена забытая или бесхозная вещь в общественном транспорте, то следует опросить находящихся рядом людей, постараться установить, чья она или кто мог ее оставить, в обязательном порядке проинформировать о находке водителя.
Аналогично предлагается действовать в отношении забытой или бесхозной вещи в подъезде дома. В этом случае нужно опросить соседей, не принадлежит ли эта вещь кому-то из них.
Если подозрительный предмет обнаружен в учреждении, то следует немедленно сообщить о находке администрации.
Сообщить в милицию и отойти на безопасное расстояние.
В любом из перечисленных случаев о подобной находке необходимо сообщить в милицию по телефону 102 и до прибытия сотрудников находится на безопасном расстоянии от обнаруженного объекта (не менее 50 м), предупреждая других граждан о необходимости держаться как можно дальше от места обнаружения.
Во всех случаях необходимо не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку, а также зафиксировать время ее обнаружения.
«Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, в т.ч. из под соков, игрушки и т.п.», - подчеркивают в милиции.
Пивная банка - не менее 60 м, легковой автомобиль - не менее 450 м
В правоохранительных органах также сообщают рекомендуемые зоны безопасности при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством:
- тротиловая шашка (200 г) - не менее 50 м;
- пивная банка 0,33 л - не менее 60 м;
- граната Ф-1 - не менее 200 м;
- дипломат (кейс) - не менее 230 м;
- дорожная сумка (чемодан) - не менее 350 м;
- легковой автомобиль - не менее 450 м.
Необходимо разъяснить детям, что любой предмет, найденный на улице, в подъезде, общественном транспорте может представлять опасность.
В случае эвакуации
В случае возникновения необходимости эвакуации гражданам необходимо:
- взять личные документы, деньги и другие ценности
- отключить электричество, воду, газ;
- оказать помощь в эвакуации пожилых и тяжело больных людей;
- обязательно закрыть входную дверь на замок.
"Не допускайте паники, истерики и спешки. Помещение покидайте организованно. Возвращение в покинутые помещения разрешается только после команды должностных лиц ОВД и МЧС", - отмечают в милиции
Безопасность ребенка дома
Безопасность ребенка дома
Уважаемые родители!
Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка.
Необходимо предпринимать меры предосторожности от получения ребенком травмы, потому что дети в возрасте до 7 лет проявляют большой интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам, аудио и видео технике и взрывоопасным предметам.
Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т.д.)
Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателей, няни).
Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время!
Угроза, которой ребенок реально подвержен и от которой он не защищен.
Ребенок может:
Задохнуться
Примеры: шнуры и другие предметы, которые могут обернуться вокруг шеи ребенка. Пластиковые пакеты и обертки.
Подавиться:
Пример: небольшие предметы.
Отравиться:
Примеры: лекарства, чистящие средства, парфюмерные продукты, другие яды.
Утонуть
Примеры: вода в ванной, ведре, вода в унитазе.
Упасть, споткнуться
Пример: окна и балконы, откуда ребенок может выпасть. Ступеньки (особенно в случае грудного или маленького ребенка). Захламленное помещение, где у ребенка нет места для игры.
Быть раздавлен
Пример: тяжелые ящики/коробки или другие предметы, которые ребенок может стянуть на себя.
Обжечься/получить удар током
Пример: химикаты, ветошь и другие легковоспламеняющиеся материалы. Оголенные электрические провода. Спички, зажигалки.
Подвергнуться воздействию органических веществ и аллергенов
Пример: гниющие остатки пищи/грязная посуда. Пыль, грязь, шерсть домашних животных.
Причинить себе вред острыми предметами
Пример: ножи, ножницы, лезвия.
Ребенок должен запомнить:
- Когда открываешь воду в ванной или в кухне, первым отворачивай кран с холодной водой. Чтобы не обжечься, - добавляй горячую воду постепенно.
- Никогда не прикасайся к электрическому прибору (стиральной машине, чайнику, фену, утюгу), когда у тебя мокрые руки, потому что вода – хороший проводник электричества, и ты можешь получить сильный удар током.
- Не трогай экраны включенного телевизора или компьютера.
Следите за тем, чтобы ваш ребенок был под присмотром, ухожен, одет, накормлен и вместе с вами познавал мир через окружающие его предметы, а не самостоятельно, через травматизм и опасности жизнедеятельности!
Все внимание на детей
Все внимание на детей!
Сколько времени нужно ребенку, чтобы достать со шкафа спички? Включить электроприбор? Или, быть может, спрятаться от посторонних глаз и развести костер? На эти и подобные вопросы есть лишь один единственно правильный ответ – совершенно нисколько, если родители внимательно следят за своим ребенком и не оставляют его без присмотра.
За 2022 год на территории Республики погибло 13 детей.
К сожалению, статистика показывает, что в основе большинства «огненных» травм, полученных детьми, лежат две причины: неугомонное любопытство и недосмотр со стороны взрослых. И если запретить маленькому человеку познавать окружающий мир не представляется возможным, то заранее позаботиться о его безопасности по силам каждому.В первую очередь объясните детям, что игры со спичками, печкой, розетками могут привести к пожару, который сделает больно. Лучшая форма подачи информации для них – это игра. Поиграйте с ним в «Что делаем если?..» Не привлекая лишнего внимания к самим шалостям, потренируйте ребенка в первую очередь сообщать взрослым и покидать помещение, где что-то случилось. Не читайте ребенку нотаций. Просто беседуйте с ним, приводите примеры и проигрывайте различные ситуации. Знайте, что запрет скорее даст стимул ребенку попробовать в ваше отсутствие то, что нельзя, поэтому говорить о безопасности с детьми нужно в доверительной манере, ни в коем случае не угрожать и не запугивать. При общении избегайте употребления отрицательной частицы «не». Обсуждайте с ребенком происходящие ситуации – на улице, в домашней обстановке, по дороге в детский сад. Комментируйте, почему нужно поступать так, а не иначе и кто поступает неправильно. Периодически возвращайтесь к этим темам. Даже взрослому человеку рекомендуют повторение каждые полгода.
Лучший способ научить детей правилам пожарной безопасности – собственный пример. Если папа говорит, что нельзя играть со спичками, но при этом сам чиркает зажигалкой или бросает окурки, то эффекта вряд ли можно добиться. Если мама говорит не топить печь открытой, но сама забывает закрыть дверцы топочного отверстия – ребенок запомнит действие. Лучший способ сделать жизнь детей безопасной – самим правильно пользоваться электроприборами, печным отоплением, быть осторожными с огнем и этому учить детей. Кроме того, не оставляйте в доступности для малышей спички, зажигалки, другие опасные предметы.
Правила поведения в местах массового скопления людей
Нередко люди попадают в толпу из любопытства: концерт на открытом воздухе, митинг или шествие, празднование победы футбольной команды привлекают внимание. Порой сотни, а то и тысячи человек собираются на ограниченной территории: площади, улице, развлекательных учреждениях. Хочется быть «в центре событий». Но не торопитесь! Толпа и давка могут возникнуть в метро, на рынках, стадионах, в очереди. Человек может оказаться в толпе преднамеренно или случайно. Независимо от этого он подвергает себя серьезной опасности. В толпе люди становятся главным источником опасности друг для друга.
С целью снижения отрицательных последствий участия в массовых мероприятиях необходимо знать и соблюдать меры безопасности.
- Постарайтесь держаться подальше от центра толпы, а также от стеклянных витрин, решеток, заборов и других мест, где можно получить травму
- Старайтесь удержать равновесие и не упасть, а если упали, защищайте голову руками и пытайтесь немедленно встать. Для этого следует быстро подтянуть к себе ноги, сгруппироваться и рывком подняться, используя движение толпы
- Не пытайтесь найти и, тем более, поднять вещи, которые вы выронили или потеряли, это практически бесполезно и связано с риском для жизни. Помните, что, не желая расставаться с вещами, которые уносит плотный поток, вы рискуете получить перелом или вывих руки, а дороже здоровья ничего нет
- Чтобы избежать случайного удушения, снимите галстук, шарф, уберите волосы под пальто или куртку. Застегнитесь, подтяните пояс
- Освободите руки, они должны быть свободными, согнутыми в локтях и прижатыми к туловищу
- Принимайте удары и толчки на локти
- Защищайте диафрагму напряжением рук
- Не теряйте самообладания, самое страшное - поддаться панике и стать частью толпы
- Старайтесь не раздражаться, успокоить людей, которые находятся в панике – они вредят себе и окружающим, не создавайте вокруг себя напряженную атмосферу
Планирование действий при ЧС
Спокойствие, только спокойствие
Представьте, что в вашем доме случился пожар. Что вы будете делать в первую очередь? Хватать детей, документы, кошку? А если пожар начался на лестничной клетке или у соседей и дым поднимается к вам? Сможете ли вы с полумраке задымления сориентироваться, найти выход, открыть ключом дверь, окно? Смогут ли сделать это ваши близкие?
Именно для того, чтобы не оказаться в растерянности и паниковать в экстренной ситуации, спасатели многих стран рекомендуют выработать свой план реагирования на ЧС заранее. И действовать по нему. На крупных предприятиях и в организациях с этой целью задействуют План эвакуации. Но и дома можно сориентироваться по своему плану, чтобы спасти свою жизнь.
Плох тот план, который нельзя изменить
От чего оттолкнуться? В первую очередь от того, что может случиться. По статистике МЧС в Беларуси 80 % ЧС - пожары в жилом секторе. Основу своего плана можно составить в общих чертах. Что он должен в себя включать:
1) Что может случиться?
2) Где?
3) Как я буду действовать? Как эвакуироваться, если оставаться на месте нельзя?
4) Где будем укрываться?
5) Что будем делать, если первый вариант спасения не сработает или выход окажется заблокирован?
6) Какие вещи нужно взять с собой?
Для того, чтобы оценить реальность плана вашего опыта, тем более личного, может оказаться не достаточно. Здесь пригодятся советы тех, кто сталкивался или боролся с ЧС. Помогут инструкции, листовки, буклеты от спасателей или других экстренных служб. Они позволят выработать нужный подход в зависимости от того, живете ли вы в частном доме или многоэтажке. Кроме угрозы пожара, важно знать и другие потенциальные источники ЧС в вашем районе: есть ли рядом химически опасные объекты, крупные реки, водохранилища, леса, торфяники.
Запасной выход
Если вы живете в многоквартирном доме узнайте, если ли запасные выходы из здания, где они находятся, как открываются.
Старайтесь всегда в зоне доступа держать нужные вещи: телефон, очки, ключи от квартиры, слуховые аппараты, лекарства без которых вы не можете обходиться (инсулин и т.п.)
Не загромождайте лестничные клетки и держите открытым доступ к пожарным лестницам.
Если в коридоре сильное задымление – оцените ситуацию – сможете ли Вы благополучно покинуть здание. Не пользуйтесь лифтом.
Если в коридоре слишком много дыма, плотно закройте двери и выбирайтесь на балкон. Сообщите по телефону «101» номер своей квартиры. Действуйте по рекомендациям спасателей.
Если речь идет о таких ЧС, как наводнение, крупные лесные пожары, разрушение жилых домов из-за техногенных катастроф может потребоваться эвакуация на более длительный срок. Но и здесь время – дорого. Поэтому комплект НЗ (неприкосновенного запаса) нужно составить заранее и периодически обновлять. Что там должно быть, исходя из расчета на всех членов семьи:
Аптечка первой помощи;
Консервированные продукты, питьевая вода;
Радиоприемник и фонарик с запасными батарейками;
Спички в герметичной упаковке, зажигалки;
Столовые инструменты: нож, вилки-ложки, миски, кружки;
Средства индивидуальной гигиены;
Лекарства, употребляемые членами семьи.
В основном рекомендуют иметь 2 таких комплекта, второй из которых можно хранить в багажнике автомобиля.
Конечно, если на эвакуацию есть время, комплект целесообразно дополнить запасной одеждой по сезону и обувью. Но, что бы вы ни планировали с собой взять, убедитесь, что вы сможете это унести. Помещайте комплект НЗ в непромокаемую сумку, с собой возьмите документы, наличные деньги.
Следите за новостями по радио и ТВ, сообщениями экстренных служб. Прокрутите в голове ваш личный план: сможет сработать при чрезвычайной ситуации, о которой говорится в сообщениях. Попутно проверьте комплектность вашего НЗ и подумайте, что еще может понадобиться. Если СМИ передают инструкции от чрезвычайных служб, следуйте этим инструкциям, а собственный план сообразуйте с ними.
Родителям обязательно к протчтению
Азбука безопасности для детей
А – автостоп опасен для жизни
Б – будь начеку
В – всегда помни свой адрес и номер телефона
Г – громко кричи, если нужна помощь
Д – делись всеми страхами и подозрениями с родителями
Ж – жалуйся родителям, если кто-то делает тебе больно
З – звони домой, если собираешься задерживаться
И – играй только в безопасных местах
К – курить вредно и опасно
Л – ловить преступников – дело милиции, не пытайся выслеживать подозрительных типов
М – мама должна знать всё
Н – никуда не ходи с незнакомыми людьми
О – открывай дверь только тем, кого хорошо знаешь
П – пустыри и стройки – не место для игр
С – соблюдай правила пожарной безопасности
Т – темнота – друг преступников, а не молодёжи
У – угощают незнакомых только с плохими намерениями
Ф – «фонарь» под глазом – признак не геройства, а глупости
Х – ходи в школу и обратно с друзьями
Ц – цепочка на двери – твой друг
Ч – чужую собственность надо уважать