Советы дефектолога
Выполнение домашних заданий дома.
Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени
заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в
сотрудничестве родителей и учителя-дефектолога отводятся
домашним заданиям.
Логопедические задания – это различные виды заданий,
направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний,
умений и навыков, которые были приобретены на групповых и
индивидуальных занятиях по формированию лексико- грамматического
строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, развитию фонематического слуха, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.
Правильная речь – это тоже навык. Только при ежедневных тренировках, ребенок научиться пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать ошибки в речи. Семья и детский сад должны работать вместе, потому, что в одиночку, даже самому прославленному логопеду, трудно справится
с нарушением речи.
У домашних заданий есть еще один положительный момент: они становятся частью режима дня, ребенок привыкает к систематическим занятиям, а, значит, в школе родителям не придется усаживать его за уроки силой.
Зачем учитель-дефектолог задаёт домашние задания?
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.
Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.
Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?
Задания строятся на материале развития звукопроизношения, а также на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом.
Задания включают в себя основные разделы:
- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.
В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
- задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко-слогового анализа и синтеза.
- серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
- задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.
- задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов
Советы родителям при выполнении домашнего задания.
- Ежедневно делать артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
- Выполнять задания нужно по частям, прерываясь на физкультминутки.
- Взрослый должен прочитать задание вслух. Ребенок выполняет их устно.
- Если нет нового задания – повторять старый.
- Обращайтесь с тетрадями аккуратно.
- Помогайте ребенку, но не делайте за них.
- Хвалите за успехи, пусть даже небольшие.
- Обращайтесь к учителю- дефектологу, если возникают вопросы.
- Проявляйте терпение и выдержку.
Автоматизация звуков в домашних условиях
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
http://defectolog.by
Развитие фонематического слуха у детей
Как известно, речь и слух неразрывно, связаны: даже небольшое снижение слуха является существенным препятствием для формирования правильной речи. Мы говорим, так сказать, о физическом слухе. Но не менее важен и фонематический слух. Что это такое? Фонематический слух — это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова.
Физическим слухом ребенок обладает со дня рождения, а фонематический появляется только к году, одновременно с первыми словами. Сначала слово воспринимается ребенком как что-то целое, он улавливает его общий звуковой контур, затем появляется умение различать отдельные звуки, составляющие слово.
Замедленное развитие фонематического слуха — явление достаточно частое. По разным причинам у многих детей, имеющих нормальный физический слух, не вырабатывается привычка прислушиваться к речи окружающих; дети безразлично относятся к тому, как говорят они сами и как говорят другие, их слуховое (акустическое, звуковое) внимание ослаблено. Дети со слабо развитым фонематическим слухом не могут определить, из каких звуков состоит слово, даже правильно сказанное ими самими, путают слова, близкие по звучанию, слова с одинаковой ударностью, с одинаковым ритмическим рисунком, не могут выделить начальный и конечный звуки слова и т. п.
Развитие фонематического слуха и правильного произношения взаимосвязано. Если ребенок плохо различает звуки на слух, он и произносить их начинает нечетко, хотя его речевой аппарат в полном порядке. Возможна и обратная связь: развитие фонематического слуха замедляется из-за того, что ребенок не овладел еще необходимыми навыками произношения.
Задержка развития фонематического слуха неизбежно сказывается и при обучении ребенка грамоте — даже в том случае, если в устной речи нет заметных дефектов. Без умения различать звуки в слове, выделять и объединять их нельзя овладеть навыками правильного чтения и письма.
В письме детей с недоразвитием фонематического слуха отмечается пестрая картина самых разнообразных ошибок: пропуски гласных, согласных, целых слогов, перестановки букв, слогов и самих слов, смешения и всевозможные искажения. У детей с недостаточно развитым вниманием, с неустойчивым слуховым восприятием особенно страдает письмо под диктовку, списывание им удается значительно лучше. Разумеется, неправильно объяснять все трудности в обучении письму, встречающиеся у школьников, только недостатками фонематического слуха — здесь могут быть и другие причины.
Как же развивать фонематический слух? С самого раннего возраста необходимо «показывать» ребенку, что речь, слова состоят из отдельных звуков, воспитывать умение слушать и слышать. Пусть ребенок прислушается к звукам, которые слышит дома и на улице, пусть научится различать, что это за звук, от чего он (дома для этого пригодятся разные звучащие инструменты и игрушки: звонок, барабан, пищалки, бубен и т. п.).
Воспитывая внимание и интерес к речи, надо научить ребенка определять, есть ли заданный звук в слове («есть ли звук «ш» в слове «кошка», где он находится (в начале, в середине, в конце слова, выделять первый и последний звук слова, придумывать слова на заданный звук (слова, начинающиеся с заданного звука, и те, в которых он есть): можно предложить ребенку отобрать картинки на определенный звук из ряда других.
Полезно потренировать ребенка в различии на слух слогов с парными фонемами (подбираются ряды из двух-трех слогов: па-ба, па-па-ба, ба-па-ба, па-ба-па и т. д., в различении слов, близких по звучанию: кошка — окошко — лукошко, речка — печка — овечка — гречка, Оля — Коля, Мишка — миска — мышка — книжка, почка — бочка — дочка — точка — кочка и другие. При подобных упражнениях необходимо опираться на смысл проговариваемых и различаемых слов. С большим интересом и удовольствием дети играют в слова и слоги (докончить начатое слово, переделать одно слово в другое и т. д.).
До школы ребенок должен научиться различать все звуки, причем сначала берутся для упражнения звуки далекие, например, «а»—«и», «м»—«с», и лишь позднее, по мере тренировки, переходят к близким звукам: шипящие — свистящие, глухие — звонкие, «р»—«л» и т. д. Важно, чтобы ребенок мог отличить на слух правильно произносимые звуки и слова от искаженных.
По мере овладения грамотой слуховой анализ, закрепленный в устной речи, переносится на письмо. С детьми, умеющими читать, виды работ по развитию звукового анализа более разнообразны: предложения делятся на слова, слова на слоги, слоги на звуки (и соответственно объединяются). По возможности дольше следует работать с разрезной азбукой: показывать и называть буквы и слоги, собирать слоги и слова, реконструировать слоги. Можно смешать слова текста и предложить расставить их в нужной последовательности, вставить пропущенные буквы и слоги. Родители и педагоги должны помнить, что только на естественное развитие ребенка полагаться нельзя, должны понимать затруднения детей с недоразвитием фонематического слуха и активно вмешиваться в его формирование. Разумеется, необходимо проверить и физический слух ребенка у врача-отоларинголога, если есть хоть малейшее сомнение в его полноценности. Своевременное развитие фонематического слуха — залог правильной речи, и успешно школьного обучения
http://www.maam.ru